Около 57% респондентов отметили утрату монополии на анонсы со стороны обычных СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) как главный тренд современных медиа. Наиболее половины опрошенных (51%) окрестили в качестве основного тренда усиление цензуры и, как следствие, осторожную позицию редакций и сужение тем для экспертной журналистики. О этом свидетельствуют данные опроса Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), «Вкупе медиа» (АНО «ЦНРМ»), агентства PR-Consulta и исследовательской компании PR News (есть в распоряжении Advnews).
Наиболее 45% респондентов отнесли к весомым тенденциям современных медиа русского рынка «зарегулированность» — введение новейших законов для СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы), маркировка рекламы, расширение перечня ненужных организаций. 43% считают, что учредитель либо большие спонсоры начали влиять на редакционную политику, из-за этого некие «нерентабельные им темы» сейчас не освещаются.
Около 36% считают, что главный медиатренд — это зависимость трафика веб-сайтов медиа от алгоритмов и политик больших технологических платформ. А 35% молвят о понижение привлекательности журналистики как профессии для юных профессионалов.
Оценка топ-5 трендов в медиа совпала у представителей медийного общества и коммуникационной отрасли.
«Может быть, одним из причин, повлиявшим на такое единодушие, сделалось то, что в пресс-службы стали приходить бывшие журналисты. При этом часто инициатива брать на работу журналистов исходит от самих пиар-служб для убыстрения пуска и наиболее фокусной реализации информационных кампаний», — говорится в отчете о итогах исследования.
Не считая того, 34% респондентов отметили в качестве основного медиатренда недостаточную либо некачественную проверку источников и фактов, 33% — кликбейты и сенсационность, 27% — ценность видеоконтента и рост количества подкастов. Около 26% заявили о предумышленном применении неполных данных, отказе от использования инфы с обратной точкой зрения и разработке личной причинно-следственной связи.
Тренд на предвзятость выделили 24% опрошенных, на увеличение ценности «{живых}» текстов — 23%, развитие эмпатичных медиа — 23%. Около 21% считают, что внедрение искусственного ума (ИИ) станет обыкновенной практикой в работе журналиста и спеца по коммуникациям.
Также 21% респондентов сказали, что дисклеймеры (маркировки) влияют на восприятие текста и взаимодействие с редакцией. По 19% набрали такие тенденции, как возникновение большего количества высококачественных бренд-медиа, зависимость редакционной политики от «мейнстримного» дискурса и рост персонализированного контента, а активного развития модели пейволла ждут 13% опрошенных.
«Если гласить про отличия в оценках, то журналистское общество наиболее остро реагирует на все наружные причины (конфигурации законов, структуры рынка и т. д.) и состояние профессии, в то время как спецы по коммуникациям почаще уделяют свое внимание на манипулятивный и тенденциозный нрав формирования дискурса, на изменение формата коммуникаций и свойство контента», — говорится в сообщении.
Онлайн-опрос представителей СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) и профессионалов по коммуникациям проводился с 5 сентября по 19 октября 2023 г. В исследовании приняли роль 411 респондентов — 53% профессионалов по коммуникациям и 47% представителей СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы). Им было предложено оценить 19 трендов на предмет их актуальности по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросцев, также была предоставлена возможность именовать свои тренды в открытом вопросце.