Российские издатели предложили законодательно обязать новостные агрегаторы платить за контент

Сложившаяся система распределения финансовых выгод от использования контента между тем, кто его производит, и теми, кто распространяет (новостные агрегаторы, соцсети) несправедлива, считают топ-менеджеры российских медиахолдингов. Они предложили законодательно обязать цифровые платформы делиться доходами с правообладателями и совместно разработать прозрачную для всех формулу их расчета

Дискуссия прошла на Петербургском международном экономическом форуме. В ней приняли роль Виктор Шкулев, президент Shkulev Media Holding, Руслан Новиков, генеральный директор АО «Аргументы и факты», Анжелика Сулхаева, коммерческий директор медиагруппы «Комсомольская правда», Миша Федотов, директор интернационального научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» НИУ ВШЭ, и Евгений Абов, вице-президент Союза компаний печатной промышленности.

Медихолдинг Shkulev Media Holding, в который на нынешний денек заходит около 80-85 проектов, любые 40-50 секунд производит единицу контента, поведал Виктор Шкулев. За месяц собирается около 500 млн просмотров страничек, это большой размер контента, дитрибутируемый по различным каналам. 
«Если гласить о имеющийся сейчас форме, когда мы отдаем собственный контент, а поисковики либо агрегаторы дистрибутируют его и зарабатывают на нем, отдавая нам аудиторию, которую мы можем монетизировать, — она уже хорошая. В то же время у нее есть перекос, потому что себестоимость производимого нами контента довольно высочайшая, а распределение результата происходит не в нашу пользу», — поведал Шкулев.

Он направил внимание на опыт Франции и Австралии, где был принят закон, обязавший Гугл и Facebook (признана экстремистской и запрещена на местности РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)) платить за новостной контент.
«Это довольно многообещающая модель, которая создаст наиболее устойчивую систему для издателей, так как мы получим доп источник дохода. Да, она несколько понижает рентабельность агрегаторов и поисковых машин, но не критично для их. Мы уже лицезреем это на примере остальных государств», — считает топ-менеджер.

«Я считаю, что на русском рынке, где есть “Yandex”, VK, Гугл как принципиальный игрок, имеет смысл на муниципальном уровне принять таковой закон и далее уже отдать издателям договариваться с партнерами о распределении доходов», — произнес Шкулев.

Неувязка не только лишь в монетизации, да и в зависимом положении издателей от технологических платформ, считает Анжелика Сулхаева, коммерческий директор медиагруппы «Комсомольская правда».

«Правила игры повсевременно изменяются, мы о их узнаем уже по факту и, чтоб не утратить трафик, обязаны повсевременно перестраивать свою редакционную политику», — поведала Сулхаева. На нынешний денек порядка 80% заходов на веб-сайты — это заходы с онлайн-платформ, соцсетей, «Yandex.Новостей», Гугл и т.д. Меньше и меньше людей заходят на определенные веб-сайты. «Я вижу лишь один выход: издатели должны слиться в рабочую группу, выработать свои предложения и вести переговоры на муниципальном уровне с вовлечением онлайн-платформ, чтоб разрешить аспекты, как в части монетизации, так и в части общих правил игры».

С таковым воззрением согласился и Руслан Новиков, генеральный директор АО «Аргументы и факты». «Методы всегда изменяются, они дают нам меньше и меньше аудитории. “Yandex.Дзен” давал ранее 30% трафика, наша аудитория на данной нам платформе за крайнее время выросла существенно, наших подписчиков там сделалось большущее количество, а доход от “Дзена” свалился на 80%. Вся аудитория остается там, мы ее не можем монетизировать, — поведал Новиков («Yandex Анонсы» и «Yandex Дзен» будут проданы VK — прим. ред). — Мы производим контент, делаем видео, фотоленты, интенсивно подстраиваемся под новейшие требования и методы, а аудитории получаем меньше и меньше. Чем контент, который мы производим, различается от музыки, книжек, кино? Если на этом зарабатывают соцсети и агрегаторы, означает, за права автора должны платить агрегаторы и соцсети».

Чтоб конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) породил настоящую правовую форму, необходимо поначалу вступить в переговоры с новостными агрегаторами и отыскать взаимоприемлемое решение, считает Миша Федотов, НИУ ВШЭ. Если правительство будет навязывать свое видение, то одолеет тот, у кого лоббистские способности больше. «Необходимо на уровне проф сообществ условиться о правилах игры и опосля сказать о этом государству. Это будет работать, поэтому что будет устраивать обе стороны. Тут не обязано быть проигравшего», — заключил Федотов.