РБК публикует очередной рейтинг русских рекламныхагентств, приготовленный отраслевым изданием Advnews. Подобные рэнкинги Advnewsсчитает уже 6 лет, и на нынешний денек это самая полная информация опрофессиональных посредниках в закупках рекламы. По итогам 2013 года собранаинформация о 63 агентствах, суммарный оборот которых превысил 243,1 миллиардов руб. сНДС. Общие издержки рекламодателей в анализируемых медиа — ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние), радио, наружнаяреклама, пресса и баннерная реклама в Вебе — в прошедшем году достигнули, поподсчетам Ассоциации коммуникационных агентств Рф (АКАР), практически 319,2 млрдруб. с НДС, весь рынок оценивается в 386,8 миллиардов руб. с НДС. Другими словами черезфигурирующие в рейтинге агентства прошло около 63% всех маркетинговых бюджетов.
Рынок проф посредников неравномерен: на шестьрекламно-коммуникационных групп, объединяющих лишь 25 агентств, приходится200 миллиардов руб., либо 82% всех агентских оборотов. Эти 6 групп — подразделениямеждународных холдингов или их локальные партнеры. К примеру, группа «VivakiРоссия», беспрекословный фаворит с суммарным оборотом наиболее 55 миллиардов руб., включаетв себя три агентства: Starcom, ZenithOptimedia и MediaVest, которые на 100%принадлежат французскому холдингу Publicis, а еще два — «Аллен Медиа» иStarlink — являются их местными партнерами. А например, агентства группы АДВ(общий оборот — практически 36,7 миллиардов руб.) выступают лицензиатами сходу двухзападных холдингов — французского Havas (Havas Media и Arena) и американскогоInterpublic (Initiative и UM).
Преобладание забугорных рекламно-коммуникационных групплегко разъяснить: наикрупнейшими рекламодателями в Рф являются преимущественнотранснациональные компании, которые предпочитают работать с одними и теми жеподрядчиками по всему миру. Независящие от западных холдингов отечественныеагентства работают за редчайшим исключением лишь с локальными клиентами, чтонаглядно иллюстрирует и этот рейтинг.
В самых первых рейтингах фаворитами постоянно были агентства,обслуживающие самого большого рекламодателя. Так, по итогам 2008 года первоеместо занимало Starcom, главный клиент которого — Procter & Gamble(P&G). В 2009—2010 годах на первой строке оказалось также входящее вгруппу «Vivaki Наша родина» ZenithOptimedia: просто самым большим рекламодателем встране стал уже не P&G, а союз 2-ух европейских производителей товаровповседневного спроса — французской L’Oreal и швейцарской Nestle. Но потом этатрадиция была нарушена: на первом месте оказывалось агентство, которое, ужеимея несколько больших рекламодателей, сумело привлечь еще 1-го. Так, в 2011году агентство Havas Media, уже работавшее с Reckitt Benckiser и LVMH, сталообслуживать и Danone (при этом французский производитель тогда соединил свойбизнес в СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) с «Юнимилком» и консолидировал закупки рекламы). Новейший клиент сбюджетом наиболее 3,3 миллиардов руб. вывел Havas Media в фавориты рынка. А в 2012 годулидером оказалось агентство OMD Optimum Media: оно с того года сделалось закупатьрекламу для всех брендов американской PepsiCo, которая к тому времени впитала«Вимм-Билль-Данн». Объединенная компания в 2012 году стала четвертым повеличине рекламодателем с бюджетом 5,8 миллиардов руб.
По итогам прошедшего года на 1-ое пространство вновь вернулосьагентство Starcom. При всем этом P&G, в крайние годы закупающий рекламу вместес Teva Pharmaceuticals, как и раньше уступает по собственному бюджету L’Oreal-Nestle:9,2 миллиардов руб. против 9,6 миллиардов. Лидерство обеспечил до этого всего новейший клиент —швейцарская Novartis. В 2013 году эта фармкомпания в первый раз вошла в топ-10крупнейших рекламодателей Рф с бюджетом 3,8 миллиардов руб. Еще одним важнымприобретением агентства стал договор на закупки рекламы в федеральномтелеэфире для «МегаФона». Этот бюджет, по оценке Advnews, добивается 1,6 млрдруб.
Большой фармпроизводитель посодействовал совершить рывок вперед ещеодному агентству — Carat. В прошлом рейтинге оно занине достаточно лишь десятоеместо, в этом — уже третье. Его новеньким самым большим клиентом стал русский«Фармстандарт» с рекламным бюджетом практически 2,9 миллиардов руб.
ТОП-20 огромнейших медабайеров в 2013году
Пространство 2013Место 2012АгентствоВсе медиаТВ нацТВ регТВ Non-AirТВ спонсТВ totalПрессаРадиоООНИнтернетЗаявленный биллинг% к 201212Starcom21 63819 13140227033020 1335341255213254021OMD Optimum Media18 63113 6051 21898-14 9218144641 2101 2214310Carat14 54110 1301 51517630612 1277858483774048646Initiative14 37011 0761 10525316412 5984041525686481853Havas Media14 19611 3636352939612 3891 143204129332-565ZenithOptimedia14 0099 8121 74423419711 9871 223110615731574Vizeum13 0628 7646081392909 8009523931 029887188Media Instinct11 2322 9753 949623547 3408129781 8772252999MediaVest9 0407 047300156127 516298249132886107MEC7 8484 6731 06999345 8756422141 10612-351112MediaCom Group7 3702 6967461193213 8831 482354873778191220PHD6 9664 0541 49384925 723353145561185981313Аллен Медиа6 9221 4701 705—3 1758361 1551 757-301418OMD Media Direction6 4492 6488781641673 8562757651 334219671514Dentsu-Smart6 2182 82927391 0804 192479466433648221611Mindshare5 8003 219661011243 510371448655817-221716UM4 9152 1851 25043943 57236236153881141817Ad O’clock4 8612 891902541684 015149158432107211919OMD AMS4 1061 689436-382 1641472155731 007720-FCB Media369560582221051 5331091362595114188
Как числился рейтинг
Рейтинг маркетинговых агентств является производной от другогорейтинга, который раз в год готовит отраслевое издание Advnews, — крупнейшихрекламодателей Рф. По специальной методике, в разработке которойучаствовали сами рекламно-коммуникационные группы, advnews подсчитывает наоснове данных мониторинга исследовательских компаний TNS Russia и«ЭСПАР-Аналитик» расходы рекламодателей на ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние), радио, в прессе, наружнойрекламе и Вебе.
Любой год методика совершенствуется: к примеру, в этом годупри подсчете бюджетов на телерекламу специалисты из маркетинговых агентств давали своиоценки цены размещения для разных групп рекламодателей на любом изфедеральных каналов как в прайм-тайм, так и в офф-прайм. Тщательно вся методикаизложена на веб-сайте advnews.ru.
advnews выверяет клиентские листы агентств: по различным медиаодного и такого же рекламодателя могут обслуживать различные агентства, не считая того,в течение года рекламодатель может поменять подрядчика. Маркетинговые группы иагентства обычно предоставляют подробную информацию по своим клиентам.Исключение составляют только холдинги «Vivaki Наша родина» и Group M: сведения поклиентам их агентств собраны из открытых источников, часть информациипредоставили сейлз-хаусы, также были сопоставлены клиентские листы предыдущихлет.
Принципиально отметить, что учитываются закупки рекламы лишь приразмещении бюджетов в Рф: некие российские рекламодатели поручаютсвоим агентствам закупки и за рубежом, эти суммы в расчет не принимаются.
advnews в первый раз приводит в рейтинге агентств бюджетырекламодателей на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и другиеподобные форматы). Ранее эти оценки не всеми участниками рынка признавалиськорректными из-за технической трудности мониторинга выхода интернет-рекламы.Нововведение воздействовало на динамику бюджетов по всем медиа.