«Ъ» в 5-ый раз публикует рейтинг больших рекламодателейстраны, приготовленный отраслевым интернет-изданием Advnews. Как и годом ранее,приводятся издержки 50 компаний на закупки рекламы на ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние), радио, в прессе,внешной рекламе и вебе. Совместно они издержали в 2013 году 136,5 миллиардов руб.с НДС, общие же издержки на рекламу в этих медиа (без учета контекстнойинтернет-рекламы), по оценке Ассоциации коммуникационных агентств Рф,достигнули практически 319,2 миллиардов руб. также с НДС. Тем на присутствующих втоп-50 пришлось до 43% всех расходов на рекламу.
Обычно рейтинг возглавляет южноамериканская Procter &Gamble (P&G) с бюджетом практически 8,079 миллиардов руб. Но на маркетинговом рынкесуществуют закупочные союзы, когда несколько компаний объединяют свои бюджеты,чтоб получить наилучшие условия. Та же P&G уже 2-ой год закупает рекламувместе с Teva Pharmaceuticals, с которой производитель продуктов повседневногоспроса еще в 2011 году сделал совместное предприятие для ведения общего бизнесаза пределами Северной Америки. Бюджет Teva (1,155 миллиардов руб.) рассчитывалсяисходя из тех критерий, которые имеет P&G, и общие издержки 2-ух компанийсоставили 9,234 миллиардов руб. По этому показателю P&G с Teva уступают другомуальянсу — L’Oreal—Nestle. Эти два постоянно присутствующих в первой десяткерекламодателя совместно издержали в 2013 году 9,592 миллиардов руб., не считая того, ещепочти 229 млн руб. пришлось на их кооперативный бизнес — косметологическуюкомпанию Galderma. Таковым образом, наикрупнейшим рекламодателем в Рф в прошломгоду был все-же союз L’Oreal—Nestle. Посреди остальных больших закупочных союзовстоит отметить «Вымпелком» и «Евросеть», совладельцем которой является операторсвязи. Совместно их маркетинговый бюджет, по версии Advnews, приравнивается 4,626 млрдруб., что ставит этот союз на 5-ое пространство опосля L’Oreal—Nestle, P&G сTeva, Mars Inc. и Unilever. В конце концов, необходимо отметить и альянс Renault—Nissan, чьиобщие издержки добиваются практически 4,162 миллиардов руб. Это дозволяет занять автоальянсув рейтинге седьмое пространство.
Откомментировать подсчеты advnews «Ъ» попросил фигурирующиев первой 10-ке компании. В P&G, PepsiCo и Nestle отказались откомментариев. В МТС отметили, что в 2013 году, как и планировали, сохранилирекламные издержки на уровне предшествующего года. В «Вымпелкоме» заявили, чтополучившийся у advnews рост маркетингового бюджета компании «в целом переоценен»,но, если гласить о общей картине, «вектор цифр по затратам похож надействительность». Другие компании проигнорировали запросы «Ъ».
Событием предшествующего рейтинга сделалось попадание в первуюдесятку по итогам 2012 года компании PepsiCo: с бюджетом 5,806 миллиардов руб. этотрекламодатель, ранее в топ-10 никогда не фигурировавший, занял сходу четвертоеместо. Просто перед сиим южноамериканский производитель напитков и снековконсолидировал русский «Вимм-Билль-Данн», чьи маркетинговые бюджеты постоянно былибольше, чем у PepsiCo. По итогам 2013 года рекламодатель еще более упрочилсвои позиции — сейчас он с бюджетом 7,073 миллиардов руб. занимает 2-ое пространство, еслирассматривать компании по отдельности, и третье — если учесть закупочныесоюзы.
Но этот взлет до этого всего обоснован методикой подсчетабюджетов. Годом ранее, при подготовке предшествующего рейтинга, большая часть экспертовиз маркетинговых агентств решили, что PepsiCo, вместе с P&G, L’Oreal—NestleUnilever и Mars Inc., относится к первой группе рекламодателей, которая из-забольшого размера закупок имеет на ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние) лучшие условия (см. справку «Каксчитался рейтинг»). В этом году все опрошенные специалисты рекомендовалипричислить PepsiCo ко 2-ой группе рекламодателей, что автоматическиподразумевает наименее прибыльные условия и, как следует, огромные издержки нателерекламу. Может быть, перевод в наименее привилегированную группу связан сдемаршем PepsiCo в четвертом квартале 2011 года. В конце того года компания,перед сиим консолидировавшая маркетинговые эккаунты для всех брендов PepsiCo и»Вимм-Билль-Данна» в одном агентстве, отозвала с телеканалов фактически всюзапланированную на тот период рекламу. Это не могло не испортитьвзаимоотношения рекламодателя и его агентства с телеканалами и ихсейлз-хаусами: на самом деле, PepsiCo перечеркнула всю скопленную ранее»Вимм-Билль-Данном» историю закупок.
Основным событием этого рейтинга является возникновение в первойдесятке фармпроизводителя. В первый раз расположившаяся на девятом месте, еслирассматривать компании по отдельности, и на десятом, если принимать во вниманиезакупочные союзы, швейцарская Novartis с бюджетом 3,984 миллиардов руб. символизируетту главную роль, которую сейчас на маркетинговом рынке играют производителилекарств и на биологическом уровне активных добавок. По итогам 2013 года фармкомпаниивпервые по общим затратам на ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние) обогнали долголетнего фаворита посреди товарныхкатегорий — производителей товаров питания, ранее констатировал аналитическийцентр Vi. Бюджеты в первой группы возросли за год сходу на 32%, до 25,3млрд руб. с НДС, во 2-ой — только на 3%, до 23,4 миллиардов руб., при всем этом в целомрекламные доходы телевещателей выросли на 9%, до 184,3 миллиардов руб.
Наикрупнейшей группой рекламодателей фармкомпании являются ив центральной прессе: по данным АЦ Vi, в 2013 году их общий маркетинговый бюджет встоличных и федеральных изданиях достигнул 3,98 миллиардов руб., что на 3% больше, чем в2012-м. В целом же маркетинговые доходы издателей свалились практически на 11%, до 29,4 млрдруб. Высока зависимость от производителей фармацевтических средств и добавок и урадиовещателей. В секторе столичной и сетевой (когда один и этот же роликтранслируется во всех городках вещания) рекламы «медицина и фармацевтика»является 2-ой по величине бюджета группой с толикой около 15—17%, чтосоответствует 1,4-1,6 миллиардов руб., оценивают в компании «Зефир медиа». Винтернете, в секторе медийной рекламы (баннеры, всплывающие окна и другиеподобные форматы), толика фармпроизводителей в общих маркетинговых издержек поканезначительна — по версии агентства Vizeum, всего 3%. Но конкретно эта категория впрошлом году показала больший прирост — сходу на 89%, до 584 млн руб. Только внаружной рекламе активность фармкомпаний невысока и, по оценке компании»ЭСПАР-Аналитик», не превосходит 1% от общих издержек.
На этом фоне озвученная в прошедшем году инициатива Минздраваполностью запретить рекламу безрецептурных препаратов представляет серьезнуюугрозу для медиакомпаний. Правда, пока до определенных шагов дело не дошло. Послетого как в мае 2013 года министр Вероника Скворцова заявила, что «рекламалекарств обязана исключиться», в Госдуму был внесен соответствующийзаконопроект, но он не был поддержан комитетом по охране здоровья и пока недошел до первого чтения.
Наикрупнейшие рекламодатели в 2013 году,млн рублей, с НДС
Пространство
Рекламодатель
ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние)
Радио
Пресса
ООН
Веб
Сумма
1
PROCTER & GAMBLE
7 131.72
0.17
768.35
6.13
172.16
8 078.54
2
PEPSI CO
6 785.11
5.66
10.74
264.47
7.28
7 073.25
3
MARS-RUSSIA
6 347.51
—
0.64
346.36
271.48
6 966.00
4
UNILEVER
5 739.73
5.58
80.43
164.03
142.68
6 132.45
5
L’OREAL
4 152.11
0.09
854.89
11.32
15.53
5 033.93
6
NESTLE
4 319.33
0.29
49.14
182.18
7.28
4 558.22
7
МТС
3 202.97
120.12
51.05
747.67
318.28
4 440.09
8
HENKEL GROUP
4 023.36
3.04
61.20
39.71
7.50
4 134.80
9
NOVARTIS
3 809.58
17.16
74.29
52.56
30.14
3 983.72
10
БИЛАЙН
2 662.27
56.79
12.64
560.25
202.43
3 494.38
11
VOLKSWAGEN
1 713.40
247.53
538.28
563.44
427.06
3 489.71
12
MONDELEZ INTERNATIONAL
3 208.18
0.24
13.82
237.37
27.75
3 487.36
13
FERRERO
3 366.10
1.66
—
101.21
3.65
3 472.62
14
DANONE
3 143.40
0.12
11.81
11.69
247.20
3 414.22
15
JOHNSON & JOHNSON
2 995.94
43.47
36.98
0.05
0.54
3 076.97
16
МЕГАФОН
1 752.46
121.62
22.30
615.75
561.05
3 073.17
17
RECKITT BENCKISER
2 970.03
13.45
36.80
—
1.34
3 021.62
18
ФАРМСТАНДАРТ
2 508.16
323.76
47.62
—
10.78
2 890.33
19
NISSAN
1 039.14
242.24
235.50
267.21
891.49
2 675.59
20
COCA-COLA
2 327.21
11.72
22.32
132.32
49.70
2 543.27
21
ЭВАЛАР
1 763.28
42.61
692.17
—
1.61
2 499.67
22
М.ВИДЕО
1 619.75
93.12
26.93
679.82
11.50
2 431.13
23
FORD MOTOR CO
1 373.93
201.88
134.60
356.29
349.27
2 415.96
24
BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP
2 017.00
258.08
16.55
0.82
28.13
2 320.59
25
СБЕРБАНК РОССИИ
1 134.82
110.33
249.58
481.05
253.67
2 229.44
26
GENERAL MOTORS CORP
1 509.36
179.07
92.91
146.79
242.82
2 170.96
27
СПОРТМАСТЕР
1 254.22
115.00
45.71
474.43
65.00
1 954.36
28
SANOFI AVENTIS
1 836.67
—
19.42
10.75
0.52
1 867.36
29
METRO GROUP
634.31
492.49
41.25
682.73
15.31
1 866.09
30
MCDONALD’S
1 455.04
48.76
4.62
323.06
25.38
1 856.87
31
BAYER AG
1 742.50
17.97
62.92
0.04
5.81
1 829.25
32
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)
1 140.98
74.64
17.61
569.07
6.69
1 808.98
33
PEUGEOT CITROEN RUS
1 007.84
118.75
174.78
322.74
163.48
1 787.58
34
KIA MOTORS
973.53
88.19
103.03
475.20
107.45
1 747.40
35
LOUIS VUITTON MOET HENNESSY SA
906.37
0.06
720.93
102.08
5.22
1 734.66
36
ВТБ
1 070.04
54.56
85.86
443.20
48.96
1 702.61
37
TOYOTA
842.61
122.74
197.43
241.46
240.70
1 644.95
38
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ
1 109.11
345.64
76.04
79.05
7.95
1 617.79
39
BEIERSDORF AG (BDF)
1 488.93
5.60
70.62
39.26
9.47
1 613.89
40
РОСТЕЛЕКОМ
1 147.42
90.64
15.45
240.40
25.45
1 519.36
41
RENAULT
997.56
20.31
104.53
141.01
222.58
1 486.00
42
ПАНДА РИА
1 018.44
21.84
353.94
3.89
—
1 398.11
43
X5 RETAIL GROUP
660.93
169.02
87.70
440.05
6.59
1 364.28
44
COLGATE-PALMOLIVE
1 285.10
18.99
32.60
0.23
0.32
1 337.24
45
НЭФИС
1 285.75
0.09
—
0.68
—
1 286.51
46
HYUNDAI
841.70
81.15
167.23
83.56
73.17
1 246.81
47
WALT DISNEY
955.56
89.12
17.33
150.22
17.02
1 229.25
48
ORIMI TRADE
1 165.88
5.27
15.52
1.08
0.87
1 188.62
49
MICROSOFT
1 049.08
14.09
22.47
35.26
42.40
1 163.31
50
TEVA
1 089.96
—
49.29
—
16.09
1 155.33
Информация по ТОП-1000 рекламодателей доступна дляподписчиков Data Center.
Составитель рейтинга Ира Пустовит.
Методологию можно поглядеть поссылке.